Ирина Викторовна, посмотрите, всё-ли я сделала?

Работы учеников

Введение

Казалось бы, ну что пуговица – кто задумывается об этой повседневной детали, застегивая утром рубашку? Однако если посмотреть на неё немного с другой стороны, то может открыться немало интересного. Ведь у всякой вещи есть не только своя история, но и масса фантастически захватывающих особенностей...

Тема работы выбрана не случайно. В последнее время все больше в моду входят эксклюзивные вещи, многие дизайнеры используют пуговицы для украшения одежды. Мне захотелось самостоятельно изготовить пуговицу. Для этого мне пришлось прочитать книги. Я заинтересовался и решил изучить этот вопрос глубже: кто придумал, как выглядели первые пуговицы, как они усовершенствовались. В школьных учебниках я такой информации не нашла. Этим определяется для меня актуальность темы.

Объектом исследования являются пуговицы.

 Цель нашей работы: рассмотреть историю создания пуговицы, научиться самостоятельно изготавливать пуговицу.

Гипотеза: Пуговицы  в течение многих десятилетий были одним из важнейших элементов человеческой жизни, да и сейчас играют не последнюю роль в нашем повседневном обиходе.

Задачи:

1.      Найти информацию об истории пуговицы;

2.      Провести анкетирование среди одноклассников;

3.      Научить изготовлять  пуговицу.

Методы исследования: анализ литературы, анкетирование, наблюдение, сравнение и обобщение результатов.

Основная часть

Где и когда появились пуговицы.

Пуговицы имеют богатую историю, первые застежки, напоминавшие пуговицы, появились примерно в III тысячелетии до нашей эры. На раскопках в долине Инда была найдена самая настоящая пуговица с двумя дырочками для пришивания.

Изредка встречаются пуговицы и в античных раскопках, подчас очень красивые: из терракоты, позолоченные и т.д.

Уже в IV-III тысячелетии до н.э. наши предки, проживающие на территории современной Московской области носили янтарные пуговицы в виде диска с двумя отверстиями.

В допетровской России пуговицы на одежде были своеобразной «визитной карточкой» владельца. Их количество, форма, имевшиеся на них узоры и знаки могли поведать о положении человека, его заслугах, близости к власти. К каждому виду платья полагалось строго определенное число пуговиц: к кафтану пришивали по 3, 8, 10, 11, 12, 13 или 19 пуговиц; к шубе — по 8, 11, 13, 14, 15, 16 и т.д. Самое большое количество пуговиц полагалось иметь на тигилее. На тигилеях Ивана IV, например, имелось: на одном — 48, на другом — 68 золотых пуговиц. Характерно также наличие украшений у самих пуговиц (в виде кисточек).

В период раннего средневековья пуговицы использовались мало, платье держалось в основном на шнуровке и крючках. Реформа костюма в XIII в. – изобретение кроя, позволившего носить одежду облегающую, словно вторая кожа, – привела к массовому использованию пуговиц. В Париже возникают союзы ремесленников – цехи, объединившие пуговичников, работавших с определенным материалом: металлом, костью, стеклом. Производство пуговиц вскоре становится весомой частью европейской экономики. Они делались из золота, серебра, кораллов, янтаря, жемчуга.

В летописи XV в. упоминаются четыре туники, переданные вдове одного вельможи, который был казнен герцогом Миланским. Каждая туника имела от 40 до 126 золотых пуговиц. Вообще количество пуговиц далеко превышало практические нужды. Например, в 1757г. английский герцог Бедфорд заплатил пять фунтов (месячный доход зажиточного ремесленника) за мундир со ста пуговицами.

О том, как широко применялись пуговицы и сколь важное значение им придавалось, говорит тот факт, что их производство регулировалось государством. Когда в XVII в. В моду вошли пуговицы, обтянутые тканью и украшенные кружевами и вышивкой, французские законы предписывали обтягивать их исключительно шелком, дабы поддержать шелковое производство В Париже и Лионе. В Англии же в конце XVII – начале XVIII столетия обтяжные пуговиц, наоборот, были официально запрещены: британским пуговичникам надлежало способствовать развитию металлургии.

XVIII столетие называют золотым веком пуговиц, тогда их разнообразие было безгранично. Для производства использовались: золото, серебро, олово, сталь, латунь, стекло, рог, слоновая кость, перламутр, панцирь черепахи, эмаль, дерево.

Излюбленными мотивами были романтические пейзажи, архитектура, мифологические персонажи, купидоны и пастушки. После Великой французской революции на пуговицах появились и политические сюжеты, а одними из самых ценных в мире до сих пор считаются пуговицы, выпущенные в честь инаугурации Джорджа Вашингтона в 1789 и 1793 гг. Часто изготовлялись наборы пуговиц от 5 до 35 штук на определенную тему: путешествия, сцены колониальной жизни и т.п. Как правило, такие наборы выполнялись на заказ и продавались в шкатулках, обтянутых шелком.

На «пуговичном поприще» трудились лучшие художники и изобретатели своего времени. Например, комплект пуговиц для Людовика XIV расписывал знаменитый живописец Антуан Ватто.

В 1767 году Мэтью Бултон изобрел «алмазную» огранку стали, в результате которой маленький кусочек стали по виду напоминал бриллиант. Иногда на одной пуговице насчитывалось более 150 подобных «бриллиантов» Можно себе представить, насколько сложной была работа, если каждое зернышко отдельно приклепывалось к основанию пуговицы.

Свой вклад в «пуговичное дело» Внес и Михаил Васильевич Ломоносов: он основал в 1753 г. Фабрику по производству стекла и мозаики, выпускавшую также стеклянные пуговицы. Рассказывают, что на одном великосветском приеме Ломоносов появился в одежде, украшенной стеклянными пуговицами, за что был вышучен президентом Академии Художеств И.И. Шуваловым: мол, что это вы, Михайло Васильевич, не можете позволить себе нормальные пуговицы из серебра или золота с самоцветами? Ответом Ломоносова обидчику послужило стихотворное «Письмо о пользе стекла».

Англия продолжала лидировать в производстве металлических пуговиц. Использовались самые разные технологии: штамповка, литье, обточка, гравировка и множество других. Король Георг III сам занялся разработкой новых моделей пуговиц, за что был высмеян в памфлете «Анекдоты о пуговичнике».

Для широких слоев населения пуговицы становяся более доступны в конце XVIII – начале XIX в., когда возникат крупные фабрики. Секреты производства строго охранялись, английским мастерам- пуговичникам даже было запрещено эмигрировать, дабы технологии не попали за границу. В 1807 г. датчанин Бертель Сандерс изобрел пуговицу, состоящую из двух отдельных дисков. Сразу появились легкие, с льняным покрытием пуговицы для нижнего белья. В XIX в, самым ходовым материалом сделалось коровье копыто и древесина растения корозо. В XIX в. В пуговичном деле применяются все новые и новые технологии. Обтяжные пуговицы теперь производятся с помощью машин, фарфоровые расписываются по трафарету, столь необходимое всем изделие прессуется из размягченных нагреванием рогов и копыт животных. В середине столетия после открытия процесса вулканизации каучука Нельсон Гульир в Америке начал выпуск пуговиц из твердой резины.

Интересно, что вплоть до XIX в. пуговица оставалась привилегией мужчин. Лишь треть всех пуговиц шла на женскую одежду. И только к середине века вместе с Haute Couture во Францию пришло осознание того, что пуговица в женском платье может быть не только функциональной, но и декоративной.

Неожиданный импульс в развитии пуговиц дала королева Виктория. В 1861 г. Скончался принц Альберт, супруг королевы. Трапур продолжался 25 лет, и черный цвет господствовал в моде того времени. Королева издала особый указ о порядке похоронных процедур. В нем, в частности, говорилось о необходимости использовать в траурном платье вдов непрозрачные черные пуговицы. В трауре самой королевы в этой роли выступал натуральный агат, однако для миллионов вдов понадобились строгие черные пуговицы из стекла или обшитые черной материей. Именно на выпуске этого вида пуговиц стала специализироваться фабрика в Габлонсе (Богемия), нашедшая столь неожиданное применение своим стеклянным изделиям.

Подлинной революцией в истории промышленного производства пуговиц стало применение пластмасс, которые менее, чем за столетие вытеснили все остальные материалы. «Прародителями» пластмассовой пуговицы стали так называемые галлинитовые (gallinite) пуговицы, которые делались из уплотненного казеина — молочного коагулянта, который производился на молочных комбинатах в Аргентине, высушивался и доставлялся во Францию. После соответствующей переработки он принимал вид агата, об истинном происхождении которого обыватель не догадывался. Первым был целлулойд, изобретенный в 60-е гг. XIX в.; он легко поддавался механичекой обработке и окрашивался в любые цвета. Из него делали не только незамысловатые бельевые пуговицы, но и изысканно красивые, предназначенные для бальных нарядов.

В 20-е гг. ХХ в. Наиболее распространены были пуговицы из пластика бакелита, именовавшегося «материалом тысячи возможностей». Тогда же в моду входят фигурные пуговицы – в виде животных, растений, вощей и т.п. Парижанку Эльза Шиапарелли, законодательница женской моды Парижа в 1930-е гг. В содружестве с неким Жаном Клеманом, который окончил школу искусств, и одновременно был хорошо образован в области химии, были увлечены сюрреализмом. Совместными усилиями они изготовили огромное число невиданных ранее пуговиц различных форм и цветов, в том числе фосфоресцирующих. Здесь были пуговицы в форме фруктов — лимонов, апельсинов, грейпфрутов, в форме фигурок балерин, ложечек, рождественных колокольчиков, лошадок, шнурков для ботинок, бумажных скрепок. Пуговицы – маленькие прозрачные коробочки, наполненные зернами риса и кофе, или ряды уменьшающихся в размере бабочек. Все эти изделия носили сюрреалистический налет и предназначались для любой части костюма, где для них оставалось место — даже на шляпах. Открытый Эльзой салон Madame Schiap на Вандомской площади пользовался огромным успехом.

После Второй мировой войны сырья для производства пуговиц катастрофически не хватало, поэтому в дело шел любой подручныйц материал: в Германии выпускались пуговицы из лобового стекла списанных истребителей, а подмосковная артель штамповала их из размягченных на огне патефонных пластинок. В 50-60-х гг. ХХв. Во всем мире стали популярны пуговицы из цветного стекла, выпускавшиеся в Западной Германии и Чехословакии. Чистые яркие цвета, золотая и серебряная отделка, продуманный дизайн делали их замечательным дополнением и украшением женской одежды. Несмотря на то, что процесс производства трудоемок, с преобладанием ручных операций, стеклянные пуговицы успешно конкурировали с пластмассовыми до начала 80-х гг. И только с повсеместным распространением бытовых стиральных машин, портящих и ломающих хрупкое стекло, от них пришлось отказаться.*

Каким словом обозначаются пуговицы на разных языках и откуда пришло их русское название

Простые пуговицы, доведенные японскими мастерами до совершенства, подарили миру нэцке. Именно так звучит слово «пуговица» по-японски. В переводе с английского пуговица (button) – нераспустившийся бутон. И действительно, наиболее древние известные пуговицы напоминают рисунком цветы, плоды или животных.
Германская группа языков: немецкий Knopf, голландский Кnоор, исландский Кnаppr, датский Кnор, ирландский Cnaipe имеют общих предков со значением «шишка, выпуклость, вершина». В современном русском языке из этих языков осталось слово кнопка, обозначающее разновидность пуговицы. Романская группа языков: французский bouton, итальянский bottone, испанский baton, португальский botao имеют общих предков со значением «шишечка, почка, бутон» или «пронзать, протыкать, протискивать».

____________________________________________________________________________

*http://reyfman.wordpress.com/


Славянская группа языков: (русский пуговица, словенский poglica, латышский puoga и т.д.). По одним данным это слово восходит к древне-индийскому punjas «куча, ком, масса». По другим - к церковно-славянскому пугва (погва) «пуклость, выпуклость, горбок, холмик». Пуговица в русском языке имеет тот же корень, что и слова пугать, пугало, пугач. Некоторые российские исследователи считают, что это совпадение связано как раз с тем, что пуговица долгое время служила защитой от злых сил.
Подводя итоги сказанному, можно заключить, что у западных народов основными функциями пуговицы всегда были утилитарная и декоративная, в то время как у славян на первое место ставилась функция оберега.

Как менялись и как использовались пуговицы в разное время

Пуговица как украшение и как застёжки. Древние египтяне носили диски, внешне напоминающие пуговицы, в качестве наградных значков. Позже греки и римляне использовали их не только как украшения и награды, но и для скрепления деталей одежды. Пик увлечения пуговицами в России – 16 век, времена Ивана Грозного, когда пуговицы стали использоваться, как украшение: они пришивались на рукав, от локтя до манжета, и на грудь, от шеи до пояса. Мастерством исполнения и изысканностью должны были демонстрировать богатство их владельца. Пуговицы из золота, серебра и слоновой кости символизировали достаток и высокое положение в обществе. До знаменитой петровской реформы костюма и приказа носить иностранное платье русские бояре и боярыни, не скупясь, платили золотых дел мастерам и иностранным купцам большие деньги за пуговицы из драгоценных металлов со вставками из бирюзы, жемчуга, кораллов, эмалей. Пуговицы обычно нашивались на верхнюю одежду и застегивались на петли из кожи или шнура. Кому-то нравились ажурные пуговицы, а кому-то цельные, с узором, выполненные чернью, с гравировкой. Размеры у них были различные — от горошины до яйца. Их передавали по наследству, включали в состав приданого, использовали как подвески к серьгам, в качестве бусин. С появлением новых видов одежды - фрака, сюртука, пиджаков, жакетов - пуговицы начинают делать небольшими, строгими, сдержанными по цвету. В конце 19 века в моду вошли блузки, жакеты, пальто, и без пуговиц обойтись стало невозможно.
Пуговица как опознавательный знак. Ведомственные пуговицы использовались для мундиров различных министерств, губернских и городских управ, армейских и флотских частей, учебных заведений и т.п. Они очень важный материал для историков. По мундирной пуговице можно определить, к какому ведомству относился носивший ее чиновник, в какие годы он служил и в каких примерно чинах. При Николае I, который ввел в обиход ведомственные пуговицы, почти все должностные лица империи – от сторожа до государственного канцлера – носили мундиры с пуговицами определенного типа. Некоторые эмблемы, которые изображались на ведомственных пуговицах дореволюционной России, используются и в настоящее время. Например, дубовые ветки у лесничих, якорь – у служащих флота и т.д.
Офицерские пуговицы отличались от солдатских тем, что по положению они должны были быть золотыми или серебряными, но чаще делались позолоченными и посеребренными. Солдатские изготовлялись из меди, бронзы, олова и латуни.
В гвардии и у генералитета пуговицы были гербовыми, с орлом. Кроме того, в тех полках, где шефами являлись члены императорской фамилии, на пуговицах присутствовало изображение императорской короны.
Раньше у пуговиц было и магическое значение: отпугивать злые, враждебные человеку силы. Для этой цели в них помещали кусочек металла или круглый камешек, который при движении издавал приглушенный звук, похожий на звон бубенца. Способность издавать этот звук и превращала пуговицы в обереги. Исследователи русского былинного эпоса не могли пройти мимо этих волшебных пуговиц и всегда пытались как-то объяснить их значение. Загадку разгадали археологи — в одном из древнерусских княжеских кладов 10-12 веков они нашли четыре массивные золотые пуговицы с магическими изображениями этих самых «птиц клевучих» и «зверей рыкучих». Академик Рыбаков назвал их пуговицами-«заклинаниями». Благодаря былинному фольклору мы узнали их значение через 800 лет! В ту пору, когда пуговицы больше представляли из себя предметы роскоши — из золота или драгоценных материалов, — цена их была соответствующей. Их даже включали в завещания или в приданое. С годами материал, из которого делались пуговицы, удешевлялся. Во время Первой мировой войны Германия начала чеканить монеты вместо серебра из железа и цинка, Россия вместо медных денег стала выпускать бумажные. А пуговицы стали железными и оловянными. В начале 20 века с развитием химической промышленности золото, стекло, фарфор заменили пластмассы. Если в 20-30-е годы 20 века пуговицы еще чеканились из бронзы и латуни, то после 50-х годов пуговицы стали делать только из алюминия. А сейчас можно сказать, что эпоха металлических пуговиц закончилась. Правда, некоторые страны (например, Швеция, Англия), заботящиеся о престиже своей армии, до сих пор продолжают печатать пуговицы из тяжелого металла. И все же большинство перешли на алюминий или пластмассу. *

___________________________________________________________________________________

*http://rg.kiev.ua/page5/article20046

Заключение

Пуговицы  в течение многих десятилетий были одним из важнейших элементов человеческой жизни, да и сейчас играют не последнюю роль в нашем повседневном обиходе. Результаты исследования показали, что новые технологии и материалы привели к изменению пуговицы. Создание новых химических составов позволило разнообразить пуговицы. Современный ритм жизни требует, чтобы одежда была удобной и практичной. Не менее важно, чтобы пуговица так же  была модной, красивой и яркой.

 

Рекомендуемые публикации

Комментарии к публикации: “Ирина Викторовна, посмотрите, всё-ли я сделала?”

  1. Ирина Викторовна пишет:

    Работа готова! Молодчина! Теперь нужно подумать над презентацией и текстом выступления.

Внимание! Все комментарии сначала проходят проверку администратором.

Добавить комментарий
Заголовок
Текст (Обязательное поле)
Ваше имя (Обязательное поле)
Адрес электронной почты (если имеется)
Ваша персональная страничка (если имеется)
Введите код, который указан на картинке:
 authimage
Администрация сайта не несёт ответственности за размещаемый пользователями контент.