Дискуссии о направленности совершающихся в обществе изменений зародились ещё в древности. Проблема остаётся дискуссионной и поныне.
Французские просветители считали, что история – это непрерывное обновление, совершенствование всех сторон жизни общества.
В религиозных течениях преобладала мысль, что во многих сферах жизни общества преобладает регресс.
Платон, Аристотель, Дж. Вико, О. Шпенглер, А. Тойнби считали, что движение происходило по определённым ступеням в рамках замкнутого цикла, т.е. по теории исторического круговорота.
Современные исследователи приходят к мысли что, положительные изменения в одних сферах общества сочетаются с застоем и регрессом в других, т.е. делают вывод о противоречивости прогресса. По их мнению, человечество в целом никогда не регрессировало, но его движение вперёд могло задерживаться и даже на время останавливаться, что называется стагнацией. Общественный прогресс представляется в их представлении в виде ломаной линии.
Ещё более дискуссионным остаётся вопрос: каковы критерии общественного прогресса? В современном обществе критерии наполняются гуманистическими параметрами, характеристиками. Совершенствование человека физически и духовно, улучшение условий его существования, осознание собственной самоценности – в этом и есть общественный прогресс.
Гуманистические критерии общественного прогресса: средняя продолжительность жизни человека, детская и материнская смертность, состояние здоровья, уровень образования, развитие различных сфер культуры, чувство удовлетворённости жизнью, степень соблюдения прав человека, отношение к природе, степень свободы, которую общество может предоставлять человеку и др.
Сущность понятий «прогресс» и «регресс».